Послушание

О ПОСЛУШАНИИ

старец Силуан

Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик пред Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь.

Послушливый все упование свое возложил на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит душу всякому добру, и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.

Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.

Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушливые не могут чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.

* * *

Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати, и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.

Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что требуется, чтобы достигнуть его. Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного монаха, который всегда весел душою и приятен лицом, хотя он и старый. И это потому, что он любит послушание, и душа его предалась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его.

Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает покоен.

Послушливый предался воле Божией и не боится смерти, потому что душа его привыкла жить с Богом и возлюбила Его. Он отсек свою волю, и потому ни в душе, ни в теле не имеет такой брани, которая мучит непокорного и своевольного.

Истинный послушник ненавидит свою волю и любит своего духовного отца, и за это получает свободу молиться Богу чистым умом, и душа его свободно, без помыслов, созерцает Бога и в Нем покойна. Он скоро приходит в любовь Божию ради смирения своего и за молитвы своего духовного отца.

* * *

Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала Преподобному Серафиму: «Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдает послушание и мудрость, те будут с тобою и близ Меня».

Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание. Послушливую душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и исполняет прошения.

* * *

Почему Святые Отцы послушание ставили выше поста и молитвы?

Потому, что от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Кроме того послушливый отсек свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один Бог и слово старца, а у преслушника ум занят разными делами и осуждением старца, и потому не может он созерцать Бога.

Видел я одного послушника, который нес тяжелое послушание. Он имел сердечную молитву, и Господь давал ему слезы плакать за весь мир; и Игумен Андрей сказал ему: «Тебе это дано за послушание».

Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы.

Если бы ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и род его пребыли бы в раю.

Но и ныне возможно вернуть себе рай покаянием. Господь много нас любит, несмотря на наши грехи, лишь бы мы смирялись и любили врагов.

А кто не любит врагов, тот не может иметь мира, хотя бы его и в рай посадить.

Старец

1) Подвижник, духовная мера которого отлична от меры новопоступившего в монастырь или недавно постриженного монаха, имеющий духовную мудрость и опыт для помощи новоначальным. Наличие таких опытных подвижников в монастыре заключает в себе одно из условий духовного преуспеяния новоначальных. Их душепопечение над новоначальными может быть оговорено в Уставе монастыря.

Так, Устав Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря гласит:

«По благословению Настоятеля, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления. (Из § III. 15. Духовник)

Испытуемый помещается в особом помещении (особой келии для поступающих) и проходит испытательное житие под руководством благочестивого старца-насельника от которого получает необходимые первоначальные наставления, касающиеся внутреннего духовного устроения и внешнего поведения (Из § IV. Условия принятия в братство монастыря)

Каждый член братства монастыря в отношении к жизни духовной должен быть под особым руководством старца-духовника, которому часто должен открывать свое духовное состояние, недоумения, затруднения, смущения, искушения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим и т.п. и получать от него разрешение недоумений и наставления, направляющие его к дальнейшим успехам в духовной жизни» (Из § VI. О духовном руководстве)».

2) В афонской традиции (отчасти и в российских монастырях) старцами именуются лица, занимающие в монастыре руководящие должности.

Устав Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря гласит: «Игумен с собором старцев (герондией) составляют высшую власть нашей священной киновии. Собор старцев состоит из двенадцати членов и игумена как его председателя. Члены собора старцев называются проистаменами (предстоятелями). Новые проистамены избираются пожизненно собором старцев по предложению игумена или других членов собора старцев. В собор старцев может быть избран только тот, кто нес послушание в монастыре не менее десяти лет с момента пострига. Предпочтение отдается обладателям церковного и гуманитарного образования, имеющим административные способности и опыт» (Статья 2, 6, 7, 8).

3) Под старцем понимается и подвижник, изобилующий особым благодатным даром распознавания воли Божьей о человеке. Такой подвижник называется духоносным старцем или благодатным наставником. Советы такого подвижника произносятся в согласии с Божественной волей, по действию Божественной благодати.

Величайшими благодатными наставниками в Церкви были св. Антоний Великий, св. Пахомий Великий, св. Макарий Великий, в России – св. Сергий Радонежский, св. Серафим Саровский, монахи Оптиной пустыни (преподобные Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Амвросий, Анатолий, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий, Нектарий, Никон, Исаакий II).

Учение архимандрита Софрония о старчестве: Старчество и послушание в богословии архимандрита Софрония (Сахарова),
иеродиакон Николай (Сахаров)

ИСТОЧНИК

ИЗРЕЧЕННИЯ О ПОСЛУШАНИИ

«Без послушания монашество невозможно, как жизнь баз дыхания, послушание – это дыхание монаха»   Свт. Игнатий Брянчанинов

«Спасение начинается с послушания – «Благословите», - и все».   Из бесед арх. Амвросия (Юрасова)

«Самая высшая и первая добродетель – послушание. Это – самое главное приобретение для человека. Христос ради послушания пришел в мир. И жизнь человека на земле есть послушание Богу.»    Прп. Нектарий Оптинский

«Надо любовь молитвою выражать и послушанием, а не поцелуями»   Прп. Иосиф Оптинский

«Диавол боится послушания, потому что оно есть подражание Христу»    Св. Ефрем  Катунакский

«Послушанием хранится человек от гордости, за послушание дается молитва и благодать Святаго Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы»   Прп. Силуан Афонский

«Всякое послушание принимайте, как непосредственно от самого Бога идущее слово и исполняйте его как дело Божие, как перед Богом, со всем усердием и вниманием»   Свт. Феофан

«Примите совет на всю вашу жизнь: если начальники, или старшие вам предложат что-нибудь сделать, то, как бы трудно не было, или как бы высоко не казалось, не отказывайтесь. Бог за послушание поможет»     Прп. Нектарий  Оптинский

«Послушание всякое спасительно и потому всегда тяжело, по мере пользы его, а отрадное послушание не так полезно, а бывает, что и вредно. Св. Лествичник говорит: «Если послушник в своем послушании исполняет свое желание, то он прелюбодей»     Прп.  Анатолий  Оптинский

«Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на свои руки…»    Прп.  Никон  Оптинский

«Послушание не заключается в том, чтобы раболепно выполнять приказания священника… «Послушание» - от слова «слушайте», и цель послушания – научить человека оторваться от собственного отношения  к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек»   Митр. Антоний Сурожский

«Старайся поступать во всем по заповедям Божиим и помни, что Господь присутствует и зрит твое расположение сердца. Послушание исполняя, считай, что оно тебе поручено от Господа, через человека, и от усердия исполнения его зависит твое спасение»   Прп.  Амвросий  Оптинский

«На деле так бывает, что только послушание и действует плодотворно на образование нрава, которое совершается наперекор своей воле и своим соображениям".

"Настоящее послушание слушается, не видя оснований и несмотря на свое нехотение. Такому послушанию обетована особая благодать – благодать сохранения от всякого вреда при исполнении послушания. Когда послушание  оказывается ради Господа, тогда Господь берет на свое попечение слушающегося и блюдет его"   Свт.  Феофан  Затворник

«Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа, и получит дар сердечной молитвы»    Прп.   Силуан   Афонский

«Всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что делается как послушание»   Прп.  Нектарий  Оптинский

«Послушание – это крылья монаха, которые поднимают его ввысь; без послушания он безпомощно ползет по земле, покрытой острыми камнями и тернием. Монах, данное ему послушание должен исполнять немедленно, не колеблясь, и не раздумывая»    Арх.  Рафаил  (Карелин)

«Чтобы не уставать в послушании и не брыкаться, нужно понять его смысл, для того, чтобы почувствовать его необходимость, и только тогда послушание тебя освободит, потому что послушание не рабство, но свобода»   Св.  Паисий  Святогорец

«Умно-сердечная  молитва – для преуспевших; для средних – пение, то есть обычные церковные песнопения, и для новоначальных – послушание и труд»  Прп. Паисий Величковский

«Все дает послушание… Слушай, что тебе говорят, и выполняй, тогда и жизнь установится…»

«Подлинное послушание – паче поста и молитвы, да иначе не может быть. Будем помнить это и держаться как самого надежного якоря для спасения себя и других»   Пролог

«Послушание – это самое важное для монаха. У послушливого монаха всегда хорошее настроение, всегда легкость, радость и безпечалие на душе".

"Хотел бы я всегда иметь такое настроение"    Прп.  Никон  Оптинский

«Забытая тайна послушания, познание которой пренебрегается современным человеком, живущим по законам апостасѝи – это ключ, открывающий блага вечной жизни»     Св. Иосиф Ватопедский

(Апостасѝя – вероотступничество представляет собой полный отказ верующего от веры, отрицание ее догматов, сопровождающееся отпадением от церкви либо отказ клирика от своих обязанностей или подчинения церковной иерархии)

«Послушание – это стать рабом, чтобы быть свободным. Купи малой ценой свою свободу, стань безответственным и радостным. Знай хорошо, что не покоряющийся одному, не покоряется многим – и в конце остается непокорным»    Старец Иосиф Исихаст

«Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают себе жить в благодати и поэтому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой»   Прп.  Силуан  Афонский

«Послушание Божию повелению дарует жизнь, а непослушание – смерть и тление»     Прп.  Нил  Синайский

«Разве послушание может умереть?»    Прп.  Иоанн  Лествичник 

«Будем помнить, что послушание паче поста и молитвы – что только претерпевый до конца спасен будет, что чем труднее подвиг, тем более блистательные венцы и что, наконец, верующему вся возможна суть»    Пролог

«Один из старцев говорил: « Пребывающий в послушании бόльшую получает награду, чем тот, который по своей воле спасается в пустыне»   Пролог

«Сила и жизнь всех страстей человека сосредоточены в его испорченной воле: послушание, связывая и убивая волю, связывает и убивает совокупно все страсти»   Свт.  Игнатий  Брянчанинов

«Знай, что о прекословящих своему отцу радуются бесы, а смиряющемуся – до смерти удивляются Ангелы»    Прп.  Симеон  Новый  Богослов

«Послушание есть не что иное, как тело любви»    Старец  Иосиф  Ватопедский

«Добровольное послушание заповедям Божиим есть ответ человека на безкорыстную любовь Бога»    Старец  Иосиф  Ватопедский

«Монастырский опыт показывает: кто самоотверженно трудится на послушании, тот чаще всего и сподобляется внимательной , а иногда и благодатной молитвы. Об этом и св. Игнатий говорит»

«Оказывай настоятелю и прочему монастырскому начальству нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание»

«Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала Преподобному Серафиму: «Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдает послушание и мудрость, те будут с тобою и близ Меня».

«…Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание. Послушливую душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и исполняет прошения»    Прп.  Силуан  Афонский

«Хощеши ли явиться на небесех со ангелы и всеми святыми? – буди подражатель их здесь; буди мирен, кроток, простодушен и послушлив. Без сих же свойств, аще бы ты и на небеси был, то и оттуда будеши низвержен, по подобию бесов; зане не восхотеша быти послушны и покорны Богу, того ради и свержены с неба»     Прп.  Зосима  Верховский