Поклонный крест

Главным символом христианства является крест – «Владыка всея Вселенной». Как поют верующие в тропаре Великого поста «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим…».

Огромное значение креста в христианско-православном мире нашло свое отражение в традиции воздвижения поклонных крестов, как места для поклонения Спасителю и духовного щита от всех врагов христианина. Поклонный крест для верующих людей подобен открытому храму для молитвы, возле них служатся панихиды по усопшим и молебны, напоминающие о необходимости покаяния и нравственного очищения. Установка поклонных крестов в России имеет очень древние, традиционные корни. Само начало распространения христианства на Руси, по церковному преданию, связывают с воздвижением креста святым апостолом Андреем Первозванным «на Киевских горах». То есть уже тогда была заложена традиция установки подобных крестов на возвышенном, издалека видимом для всех, месте.

В дореволюционный период российской истории установка поклонных крестов была настолько широко распространена, что по надписям на этих крестах можно было, пожалуй, читать всю историю России. Особенно выделялись, в этом смысле, благодарственные кресты, воздвигавшиеся по обету (обещанию) в благодарность Господу за избавление от врагов, от различных бедствий, в благодарность за дарование наследника, за чудесное исцеление и т. п.

Очень известен в истории России и деревянный крест, установленный императором Петром I в Унской губе на побережье Белого моря. В благодарность за свое спасение во время морской бури 2 июня 1694 г. Петр самолично вырезал на нем надпись: «Сей крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694». Так как деревянные святыни, установленные на открытом воздухе, довольно скоро начинают портиться, то этот уникальный исторический памятник позже хранился в близлежащих церквях. Сначала он был перевезен в храм Успения Богородицы Пертоминского монастыря, а в 1805 г. по желанию жителей Архангельска крест со всеми почестями перевезли в архангельский Троицкий кафедральный собор.

Не меньшую популярность имели на Руси и придорожные кресты, которые ставились около дорог, неподалеку от селений и городов, чтобы человек, входя в них, мог вознести благодарственную молитву Господу и его святым за окончание трудного пути. Часто такими крестами отмечали и границы (межи) крупных сельскохозяйственных угодий, а иногда даже отдельных государств.

Многие поклонные кресты изначально устанавливались как охранительные, в качестве духовной защиты от эпидемий, болезней и всякой нечисти. Вера простых русских людей в охранительные свойства таких крестов была очень велика, так что некоторые поселения были со всех сторон окружены подобными крестами, охранявшими ее жителей от разбоя, неурожая и других бедствий. Интересно, что охранительные кресты устанавливались и на древних языческих святилищах, как это было, например, на капищах Соловецкого архипелага. Такие кресты, наряду со своими охранительными функциями, являлись и символами победившего христианства. Широко распространена была в дореволюционной России и традиция установки крестов – заместителей храма. Такие кресты воздвигались на месте строительства будущей церкви как свидетельство об освящении этого места и об испрошении у Бога благословения на строительство. У таких крестов верующие могли молиться, пока не было завершено строительство храма. Русская традиция также требовала отметить подобным крестом место сгоревшей или опустевшей (например, в разрушенном поселении) церкви, там, где стоял престол и совершалась бескровная жертва.

Советская власть повела беспощадную борьбу с «символами религиозного мракобесия». Поклонные кресты в массовом порядке уничтожались воинствующими безбожниками. Их срубали, спиливали, жгли (с песнями и плясками!) на кострах. Так, в 1928-30 гг., во времена существования на Соловках Соловецкого лагеря особого назначения, были уничтожены тысячи поклонных крестов. Но, несмотря на репрессии, в глухих уголках Соловецкого архипелага, появлялись новые, сколоченные из подручных материалов, кресты. Ведь душа русского православного человека очень нуждалась в этом главном символе христианства. Поэтому, при первой же возможности, уже во второй половине 1980-х годов, в России возродилась традиция возведения поклонных крестов. Их ставят при въезде в крупные города, на месте разрушенных храмов, в память о жертвах репрессий и терактов и т.п.

В годы революционного лихолетья и последующий период ожесточенной борьбы против Русской Церкви многие священнослужители, а зачастую и простые русские люди, были репрессированы и расстреляны. Поэтому, начиная с 1990-х годов, по всей России воздвигались поминальные поклонные кресты, напоминавшие об этих событиях.

Поклонные кресты, появившиеся на заре христианизации Руси, до сих пор несут свою незаметную, но очень нужную для верующих службу и в условиях современной России.

Кресты ставили также в честь почитаемых в данной местности святых, церковных праздников, знаменательных событий в жизни страны и царствующей семьи. С водружением креста пустынножители начинали свое отшельническое житие, и очень часто на этом месте позднее образовывалась обитель.

Поклонный крест - это духовный щит от всех врагов видимых и невидимых. Многие крупные города огорожены с четырех сторон поклонными крестами. Кресты ставили на господствующих высотах, на перевалах через хребты, на вершинах сопок. Эта традиция сохранялась и в годы Торжества Православия, когда поклонные кресты возвышались почти над каждым населенным пунктом и в годы безбожия, когда туристы, старатели, охотники водружали в диких местах, на скалах, в горах самодельные поклонные кресты. Подобных неведомых поклонных крестов много. Также сохранилась традиция ставить поклонные кресты у дороги . Поклонные кресты – орудия на врагов духовных и физических, невидимые часовые на страже нашего земного отечества, и лествица, соединяющая нас с небесным отечеством.