Зарождение монашества

История Афона – это прежде всего история святости и духовности, история святителей, мучеников и преподобных, известных и неизвестных. Сложная ткань святогорской жизни соткана из судеб отдельных людей. Монахи не бесполезные винтики в огромном механизме, как это часто бывает с простыми людьми в судьбах государств. Каждый человек микрокосм, каждый «дороже всего мира» и каждый своей неповторимой судьбой и опытом обогащает вселенную под названием Афон.

Конечная и единственная цель каждого монастыря – через аскезу провести монаха к совершенству, очищению и бесстрастию. Все остальное в той или иной степени служит воплощению этой цели, или является внешней оболочкой человеческой жизни. Поэтому, когда Господь соблаговолит, и из какой-то обители выйдут святые подвижники, мы говорим, что этот монастырь действительно расцвел и вовремя дал великий плод, достойный Царствия Небесного.

И на Афонские монастыри снизошло Божие благословение: в них подвизалось множество великих святых, которые украшали и по сей день украшают нашу Православную Церковь. Многие из них сыграли ключевую роль в жизни Церкви и своих народов.

История Афона – это прежде всего история святости и духовности, история святителей, мучеников и преподобных, известных и неизвестных. Сложная ткань святогорской жизни соткана из судеб отдельных людей. Монахи не бесполезные винтики в огромном механизме, как это часто бывает с простыми людьми в судьбах государств. Каждый человек микрокосм, каждый «дороже всего мира» и каждый своей неповторимой судьбой и опытом обогащает вселенную под названием Афон. То же можно сказать и обо всех народах, связавших свои судьбы с афонским монашеством.

***

Монашество зарождалось постепенно и неприметно. Можно сказать, что оно появилось одновременно с возникновением христианства. Не случайно пустынники часто называют своим родоначальником Иоанна Предтечу. Примером аскетизма и подвижничества может служить и земная жизнь Спасителя и Пресвятой Богородицы.

После трёх столетий жестоких и кровавых гонений Церковь удостоилась мира. Но жертвенная любовь и жажда мученичества, проистекавшие из великой любви к Господу, искали удовлетворения. И тогда христиане взяли благое иго Христово и отправились в дальние страны, в безвестность пустынь Сирии, Египта, Малой Азии и Палестины.

Это было неизреченное и величественное зрелище: отцы, матери, супруги, юноши, дети, которых весь мир не был достоин, оставили все и с молитвами и песнопениями шествовали, словно жаждущие олени на источники водные, путём пустынь, которые они обратили в города, поселившись в пещерах, и горах, и пропастях земли.

Феоклит Дионисиатский

Были созданы сотни монастырей, а в самых отдалённых местах воздвигнуты были келии: прежние пустыни превратились в города. Монахи часто селились на горах, и эти места вскоре из-за подвижнической жизни их насельников люди стали называть святыми. «Святые Горы» были в Палестине, Египте, Сирии и Малой Азии. От большинства из них сейчас осталось всего несколько обителей с малым числом иноков или развалины, свидетельствующие об их былом величии.

Из-за постоянных варварских набегов древние монастырские центры, за исключением Афона, не устояли. Тем уникальнее значение Афона, единственной «Святой Горы», сохранившейся до наших дней, благодаря своему уникальному географическому положению.

С севера, и с востока, и с моря множество разноплемённых людей, объединяемых верою во Христа, постепенно заселяет безвестную и труднодоступную Гору – Афон. Этой Горе, гостеприимно принимающей неизвестных пришельцев, предстояло стать прекрасным, безмятежным и удобопроходимым местом – но лишь для тех, кого призвал сюда Отец Светов. Ибо Афон, вне всякого сомнения, для многих непроходим, негостеприимен, суров и непостижим, потому что он божествен и от него не исходит ничего земного – он говорит языком Вечного.

Феоклит Дионисиатский

Точное время появления на Афоне первых монахов нам неизвестно. Но есть основания полагать, что в афонских лесах от гонений скрывались уже первые христиане. Впрочем, постоянные вторжения и варварские набеги уничтожили все письменные источники о начальном этапе жизни монашеской республики. Восполнить этот вакуум способны только многочисленные афонские предания. Конечно, их достоверность вызывает у некоторых современных учёных сомнения, но появление первых обителей на Святой Горе уже во времена равноапостольного Константина вполне вероятно.

Согласно преданию Константин Великий, задумав строительство новой столицы Римской империи, остановил свой выбор на Афонском полуострове. Он уже составлял градостроительные планы, когда к нему пришёл епископ этой местности по имени Марк. Он поведал императору, что это место избрано самой Богородицей. Тогда благочестивый царь не только отказался от своих планов, но и построил на Афоне три храма в честь Пресвятой Богородицы около поселений, на месте которых в настоящий момент находятся Карея, Ватопедский и Иверский монастыри. Впоследствии они были разрушены Иулианом Отступником.

Константин также организовал переселение жителей Афона – мирян на полуостров Пелопонесс. По другой версии, это сделал позднее император Константин Погонат (668–685).

Существует сказание о том, как в 422 году дочь императора Феодосия Великого Плакиды, намеревавшаяся войти в монастырь Ватопед, была остановлена голосом, исходившим от иконы Божией Матери; именно с этого времени существует запрет на посещение Афона женщинами, доныне свято исполняемый (даже среди рабочего скота не позволяется держать самок).

В VII веке завоевания Египта, Палестины и Сирии арабами-мусульманами вынудило монахов покинуть эти земли. Многие из них оказались на Афоне. Туда же притекали и иноки, преследуемые императорами-иконоборцами.

С IX века Афон становится одним из ведущих монастырских центров Востока. Так что насельники Святой Горы принимают самое активное участие в работе Седьмого Вселенского Собора. К этому периоду Афонское монашество существовало уже в трёх формах: отшельнической, скитской и киновийной.

Вначале на Святой Горе было два типа монашеских обителей: каливы и кельи. Каливы были небольшими строениями, в каждом жил только один монах. Располагались они в труднодоступных и бесплодных местах. Несколько калив со временем объединялись и составляли лавры. Сохранились имена первых афонских лавр Климента, Зигоса и Кареи. Некоторые кельи со временем достраивались и расширялись, превращаясь в небольшие общежитий из пяти – десяти монахов. Многие из них в дальнейшем превратились в большие киновии. Стоит подчеркнуть, что все афонские обители, лавры, кельи и каливы с самого начала подчинялись единой центральной организации, рано начинает использоваться и термин прот.

Первоначально монахи сосуществовали с мирянами, но к IX веку Афон покинули последние пастухи и землепашцы. Указ императора Василия I, изданный в 883 году, письменно утвердил Афон как место исключительного проживания монахов.

Прп. Пётр Афонский и Евфимий Новый (Солунский) – два первых известных нам насельника Святой Горы. Важно, что они представляли два различных монашеских направления: отшельничество и общежитие. Причём житие преподобного Евфимия указывает на то, что он прибыл на Афон, услышав о славе этого места. Это ещё одно свидетельство того, что к моменту появления на Святой Горе прп. Афанасия Афонского она уже несколько столетий была одним из важнейших монастырских центров Византийской империи.

Прп. Афанасий сыграл определяющую роль в истории афонского монашества. Не будем подробно останавливаться на его жизнеописании (которое широко известно), а обратимся к периоду основания преподобным Великой Лавры, впоследствии названной в его честь.

Тип большого общежительного монастыря не был ранее характерен для Афона, и деятельность преподобного не всем пришлась по душе. Большие здания, дороги, башни – всё это вызывало серьёзные возражения и беспокойство. Конфликт и недопонимание вскоре удалось разрешить, результатом чего стало издание первого афонского Устава. По нему Святая Гора признавалась независимой и самоуправляемой. Все приходящие на Афон с желанием постричься в монашество должны искать себе руководителя, «дабы отнюдь не помещаться вне духовного приюта». В остальном существовала свобода выбора между отшельничеством, общежитием и скитской жизнью (которые были признаны Уставом равноправными и одинаково допустимыми). Изменения, вносимые в последующие шесть уставов Святой Горы, касались главным образом управленческих и экономических аспектов. Основные правила монашеской жизни остались практически неизменными вплоть до настоящего времени.

Опираясь на помощь Пресвятой Богородицы, не раз поддержавшей его в трудную минуту, преподобный Афанасий заложил прочные основы общежительного монашества на Афоне. Святого отличало не только большое благочестие и многие добродетели, но и выдающиеся организаторские способности. Великая Лавра стала образцовым монастырём, прототипом, по примеру, образу и подобию которого были основаны десятки общежительных обителей.

Множество юношей со всех концов света стекалось к преподобному Афанасию, стремясь получить у него духовное руководство. На Афон приходили как простолюдины, так и представители знатных родов. На отпевание Святого пришло 2500 из 3000 афонских иноков.

Ученики преподобного основали на Святой Горе большое число обителей, число которых с каждым годом всё более умножалось. К началу XI века на Афоне было уже более 180 монастырей и скитов. Помимо греков на Афоне подвизались монахи из Иверии, Армении, Италии, Сербии, Болгарии, России. Наступил период наивысшего расцвета афонского монашества, но политические противоречия, пиратские набеги, варварские нашествия, землетрясения и пожары готовили для Святой Горы непростые испытания.